Главная | Регистрация | Вход | RSS Воскресенье, 18.08.2019, 20:51

Уроки

Русского языка

 и

Литературы

Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Уроки русского языка

Урок русского языка в 7 классе.Слитное и раздельное написание наречий
 
 

 

Слитное и раздельное написание наречий

Урок русского языка в 7 классе.

Ионов В. А.,

учитель русского языка и литературы

МОУ «СОШ» с. Каменка

Турковского района

Цели урока:

Образовательные: 1. Ознакомить учащихся с некоторыми

закономерностями слитного и раздельного

написания наречий.

2. Формировать умения находить в словах изучаемую

орфограмму и правильно писать их.

3. Учить учащихся отличать наречия от сочетаний

именных частей речи.

 Развивающая: 1. Развитие внимания, памяти, аналитического

мышления, навыков связной речи.

Воспитательные: 1. Формирование мотивированности на активное

творческое усвоение учебного материала.

2. Формирование таких качеств личности, как

толерантность, способность к диалогу.

Тип урока: урок – исследование.

Оборудование:

1. Учебник русского языка для 7 класса. Авторы: М. Т. Баранов и др.

2. Компьютер, СД-РОМ «1С: Репетитор. Русский язык».

3. Мультимедийная приставка.

4. Карточки – таблицы.

План урока.

1. Оргмомент.

2. Лингвистическая разминка.

3. Создание проблемной ситуации.

4. Объяснение нового материала.

5. Закрепление.

6. Подведение итогов.

7. Домашнее задание.

Ход урока

I. Оргмомент.

Учитель: Слова Конфуция: «Три пути у человека, чтобы поступить

разумно: первый, самый благородный, размышление, второй,

самый лёгкиё, подражание, третий, самый горький, опыт.

- Какой путь выбираете вы?

II. Лингвистическая разминка.

Игра «Четвертое лишнее» (Устно).

По-хорошему, по-весеннему, по весеннему небу, по-моему.

Докрасна, затемно, издалека, сначала.

III. Создание проблемной ситуации – подведение к теме урока.

Учитель: Лингвисты-учёные составляют словарь «Слитное и раздельное написание наречий» и прислали нам, знатокам, письмо со списком наречий. Они просят распределить их в 2 колонки и сформулировать правило слитного и раздельного написания наречий. Как, ребята, поможем им?

На партах у всех задание:

)догонку, (в)добавок, (на)бекрень, (в)дребезги, (на)обум, (в)открытую, (в)прикуску, (в)сласть, (ис)подлобья, (до)тла, (в)ничью, (в)заперти, (в)обнимку, (до)смерти, (на)память, (не)впопад, (без)оглядки, (под)узцы, (за)утра, (в)смятку, (на)изусть.

Учитель: Пока это сделать трудно. Мы поможем лингвистам, но чуть позже.

Постарайтесь сформулировать тему и задачи урока.

Тема урока высвечивается на экране.

IV. Объяснение нового материала.

Учитель: Сегодня на уроке мы постараемся исследовать удивительную часть речи – наречие, а именно - его правописание.

Н. В. Гоголь писал: «Нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырвалось из-под самого сердца, так кипело и животрепетало, как метко сказанное русское слово»

- Найдите в этом тексте наречия. Как вы считаете, можно ли в речи обойтись без наречий?

Вывод о роли наречий в русском языке: Наречия обогащают нашу речь, создают образность, точность, яркость, «подсвечивают» и «живописуют» глаголы.

Учитель: Правописание же наречий – сложнейшая область современного русского письма, и орфографическое коварство этой группы слов превосходит разумные границы допустимых сложностей в орфографии, доставляют большие неудобства на письме.

- Послушайте нашего историка.

Ученица делает сообщение о происхождении наречий:

«Живыми ископаемыми назвал наречия Л. Успенский. «Список русских наречий полон обломков далекого прошлого… » - писал лингвист. Однако не все наречия произошли от исчезнувших слов. Многие слитно написанные наречия образованы от существительных, которые широко употребляются сейчас. Но связь между словами оказалась потерянной по причине некоторых фонетических изменений слов.

Образование наречий происходило и происходит различными путями, к примеру, наречия, образованные от имен прилагательных (помесячно, поденно, поминутно, поочередно, посотенно, постатейно, построчно, по-немецки, по-детски, по-гречески, по-свински, по-мужски, вражески, ухарски, братски, геройски, по-бабьи, по-человечьи, по-медвежьи, по-заячьи, по-верблюжьи).

Наречия, образованные от имен существительных (исстари, изнутри, искони; довеку, донизу; доверху, дотла, до зарезу, до крайности, до отвала, до отказа, до смерти, до упаду; отроду, отчасти; без ведома, без отказа, без просвета, без спросу, без толку, без удержу, без умолку, без устали; из-под мышки, без обиняков, второпях, вдребезги, в ногах, в сердцах, на четвереньках, на часах, по временам, поделом, подмышками, спросонок.).

Наречия, образованные от имен числительных (дважды, трижды, четырежды; наедине, впервые, сперва, вдвое, втрое, вчетверо; надвое, натрое)

Наречия, образованные от глаголов (нехотя, лежа, сидя, не шутя; молча, загодя, немедля, походя, отродясь, играючи, припеваючи, умеючи, крадучись)».

Учитель: Вот какая трудная и сложная это часть речи. Чтобы ответить на письмо лингвистов, нужно самим чётко разобраться, от чего произошло наречие и какие есть правила их написания.

Работа с таблицами (у каждого на парте карточки – таблицы).

(Таблица взята из «Поурочных разработок по русскому языку в 7 классе»

Н. В. Егоровой).

- Исследуйте таблицу и сделайте вывод, как же пишутся наречия и как было бы легче запомнить их правописание.

Слитно

Раздельно

Наречия, образованные соедине-

нием предлогов в и на с собирательными числительными

(вдвое, втрое).

1. Наречия, образованные соединением других предлогов с собирательными числительными (по трое, по одному, на троих).

2. Наречия, образованные приставочным способом от других наречий (доныне, напротив, насквозь, позавчера).

2. Наречия, образованные от существительных, начинающихся с гласных, с предлогами (в охапку, в упор, до упаду).

3. наречия, образованные приставочно-суффиксальным способом от прилагательных (вплотную, вкрутую, зачастую).

3. Наречия, образованные от прилагательных, начинающихся с гласных, с предлогами (в открытую, в общем).

4. Наречия, образованные приставочным способом от существительных, если при них нет пояснительных слов (вначале, вверх, налицо).

4. Наречия, образованные от сочетаний существительных с предлогами (с ходу, с лёту, за границей, под мышками).

5. Наречия в сравнительной степени

(получше, покрасивее).

5. Наречия, образованные от сочетаний двух существительных с предлогами (в конце концов, бок о бок, с глазу на глаз).

Учитель: Группа учащихся подготовила презентацию о слитном и раздельном написании наречий «Можно ли собрать дребезги и где находи- тся бекрень Давайте её посмотрим.

- Совместная работа учителя и учащихся.

Составление алгоритма действий по написанию наречий:

1. Определи сначала, какая это часть речи. Если это наречие, то

пиши слитно пиши раздельно

а) если без предлога не а) если образовано от

употребляется (вдребезги); существительных и прилагательных,

начинающихся с гласной

(в открытую, в охапку).

 б) если образовано от наречий, б) если образовано от

существительных, прила- существительных с предлогами

гательных с предлогами и сохранило некоторое значение

(насквозь); падежной формы (за границей).

в) если образовано от собира-

тельных числительных с предло-

гамии (вдвое, втрое).

Исключение: по одному, по трое.

2. В трудных случаях обращайся к орфографическому словарю.

Учитель: Теперь, наверное, легко будет справиться с письмом лингвистов.

- Учащиеся работают с письмом лингвистов. Проверка.

- Физпауза.

Упражнения для снятия напряжения глаз.

Упражнения для снятия утомления туловища и ног.

- Задание повышенной трудности.

- Как отличить наречия с предлогом от сочетаний с предлогом?

Сделайте вывод.

Например:

Испугаться насмерть - идти на смерть

Одеться по-весеннему - по весеннему лугу

Разбить наголову надеть на голову

Вовремя вернуться - слушать во время урока

Объясниться начистую - положить на чистую салфетку.

Вывод: В отличие от наречий, существительные с предлогами в с е г д а

имеют зависимые слова. Нужно учитывать контекст.

V. Закрепление.

Работа по группам: 1 группа - №261, 2 группа - №258 , 3 группа № 257.

Компьютерное тестирование.

VI. Подведение уроков.

VII. Дифференцированное домашнее задание:

П. 43 всем, для группы1 – выписать из орфографического словаря 10 наречий с раздельным написанием и составить с ними словосочетания,

для группы 2 – выписать из орфографического словаря 10 наречий со слитным написанием и составить с ними словосочетания,

для группы 3 - №262.

  Список литературы.

1. М. Т. Баранов. Русский язык .7 класс. М., «Просвещение», 2009г.

2. Н. В. Егорова. Поурочные разработки по русскому языку. 7 класс. М., «Вако», 2008г.

3. С. И. Львова. Там, где кончается слово… Книга для учащихся 8 -11 классов. М, «Просвещение», 1991г.

4. http://www.bestreferat.ru/referat-208641.html

5. http://www.slovari.ru/default.aspx?s=0&p=5310&0a0=13

6. http://orfografus.ru/index/0-50

7. http://www.lingvotech.com/narechieital

 

 

 

 

Форма входа

Календарь
«  Август 2019  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031
Друзья сайта
  • Сайт учителя русского языка и литературы
  • МОУ "СОШ" с. Каменка Турковского района.
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Поиск
    Учительский портал Методсовет УчМет - учебно-методический портал. Библиотека разработок, умк, конкурсы, социальная сеть педагогов

    Copyright MyCorp © 2019
    Сделать бесплатный сайт с uCoz